"Барби" 2023

Мне очень понравился трейлер фильма, где очаровательная Марго Робби является идеальным визуальным воплощением куклы «Барби». Сюжет обещал интересное красивое зрелище в стиле «Зачарованная», когда героиня сказочного мира попадает в реальный мир. Так, в предвкушение легкого забавного вечера я приступила к просмотру.

Сначала расскажу о самом фильме, а после о желании победить нагромождение детских и женских комплексов, которые по словам сценаристки побудили ее на создание этого сюжета и уже после добавлю от себя.

Фильм стал самым кассовым фильмом 2023 года, самым кассовым фильмом, когда-либо выпущенным «Warner Bros.», самым кассовым фильмом женщины-режиссера и 14-м самым кассовым фильмом всех времен. При бюджете в 145 миллионов долларов, фильм собрал в прокате 1,417 миллиард долларов. Интересно, что студия «Warner Bros.» потратила на маркетинг фильма 150 миллионов долларов, что на 5 миллионов больше, чем на создание самого фильма.

В ряде восточных, азиацких и африканских странах фильм был запрещен к прокату по причине "распространение идей, которые поощряют неприемлемое поведение и искажают ценности общества", "не соответствует религиозным и культурным убеждениям".

 

Идея фильма о приключениях Барби в реальном мире родилась еще 2009, но к разработке приступили только в апреле 2014 года, когда «Sony Pictures» приобрела права на экранизацию.

На роль Барби изначально подписывали контракт, но после выходили из проекта Эми Шумер, Энн Хэтэуэй, Галь Гадот и наконец в 2019 году была выбрана Марго Робби.

Марго Робби стала также одним из продюсеров фильма (по повествованию фильма это очень чувствуется) и именно она предложила написать сценарий и стать режиссером Грете Гервиг. Грета согласилась при условии, что для написания сценария будет также привлечен ее друг Ной Баумбах.

Именно Марго Робби в качестве продюсера представила проект фильма студии «Warner Bros», где во время встречи сравнила предстоящий фильм с "Парком юрского периода" Стивена Спилберга (1993), после чего в шутку пророчески предположила, что его сборы превысят 1 миллиард долларов (в итоге фильм собрал почти 1,5 миллиарда, а сама Марго Робби заработала, как актриса и продюсер, 50 миллионов долларов).

Съемки проходили в студии «Warner Bros», в Ливсдене (Англия), в Лос-Анджелесе (США). Во время рекламной компании фильма Америку заполонили пустые розовые рекламные щиты с датой выхода фильма, а в Малибу стало возможным снять для аренды реальный "Дом мечты Барби" через систему «Airbnb».

Концептуальный подход к созданию дизайна декораций и костюмов выводит фильм на культовый уровень.

Для создания «Дома мечты Барби» декораторы и сценографы взяли за основу модернистскую архитектуру середины века, которая чаще всего встречалась в Палм-Спрингс. В декорациях использовался определенный оттенок розовой краски «Pantone 219», а так как фильм создавался в во время Ковид 19, то были большие сбои в поставке этой краски, к тому же хранение при низких температурах повредили большой запас. В результате во время производства фильма было полностью израсходован международный запас компании.

Теперь понятно, почему в интернете стал ходить анекдот, что «после создания фильма и его маркетинговой кампании в США наблюдался явный дефицит розовой краски».

Задача режиссера для художников и декораторов была четкой: "Все должно было быть тактильным, потому что игрушки - это, прежде всего, то, к чему прикасаешься". Этот принцип в том же числе касался изображения неба и гор Сан-Хасинто, поэтому отдавалось предпочтение в создании практических эффектов, вместо компьютерной графики.

Режиссер также черпала вдохновение в классических мюзиклах таких как "Красные башмачки" (1948) и "Шербурские зонтики" (1964) так как, по ее словам "в них очень высокий уровень того, что мы привыкли называть подлинной искусственностью. У вас есть нарисованное небо в звуковой сцене. Это иллюзия, но она также существует на самом деле. Нарисованный фон действительно существует. Осязаемость искусственности - это то, к чему мы постоянно возвращались".

Костюмы для Барби, которые те носят в Барбиленде, создавались в 15 разных цветовых комбинациях, чтобы они сочетались с декорациями. Основная стилистика женских костюмов вдохновлена атмосферой пляжа на Французской Ривьере начала 1960-х, в частности примерами нарядов актрисы Брижит Бардо.

Для создания стиля для Кена, дизайнеры остановили свой выбор на яркой спортивной одежде 1980-х годов прошлого века.

Для дизайнера Жаклин Дюрран, создавать образы для Барби стало интересным опытом, который она охарактеризовала как "очень полезный способ взглянуть на различные представления о женственности: что это значит, кому это принадлежит и на кого это направлено". Дизайнер тщательно адаптировала костюмы, под наряды прошлых версий кукол Барби, и, хотя большая часть одежды была специально куплена, некоторые вещи были взяты из архивов моды «Chanel».

В фильме можно увидеть точные ожившие копии «Барби» выпускаемые компанией «Mattel» с 1959 года. Здесь есть даже те прототипы игрушек, которые практически сразу были сняты с производства. 

Логично было бы предположить, что в фильме будет звучать самая знаменитая песня о Барби -"Barbie Girl" спетая поп-группой «Aqua» в 1997 году, но оказывается компания по производству Барби  «Mattel» и музыкальная компания «MCA Records» вели с 1997 по 2002 год серию судебных процессов по поводу этой песни. Из-за этого песня не была включена в фильм, вместо нее был выпущен специальный сингл Айс Спайс и Ники Минаж под названием «Barbie World» (переработанная песня «Barbie Girl») с использованием семпла из оригинальной песни.  

Для создания сандтрека были использованы старые композиции и специально написанные песни таких мировых музыкантов и исполнителей, как Билли Айлиш, Чарли XCX, Кароль Джи, Ава Макс, Фифти Фифти, Гейл, Розовая пантера и другие. Саундтрек к фильму был выпущен отдельным альбомом под названием "Барби: альбом" 21 июля 2023 года. 

Кастинг актрис на роли всевозможных Барби Грета Гервиг и Марго Робби проводили вместе, главным критерием отбора для актрис были "некое невыразимое сочетание красоты и жизнерадостности", которую описали как «энергия Барби».

На роль Кена, был приглашен Райан Гослинг, некоторые критики даже считают, что именно эта роль станет для Райна знаковой.

Перед съемками Грета Гервиг организовала для актрис вечеринку с ночевкой, чтобы они смогли подружиться и так как это "был бы самый веселый способ начать начало".

Итак, по сюжету идеальная Барби живет в идеальном мире - Барбилэнд, в идеальном доме, дружит с идеальными подругами и друзьями и каждый день устраивает идеальные вечеринки. Но однажды все меняется, когда Барби вдруг начинает задумываться о смерти. Она сама и ее мир перестает быть идеальным. Чтобы узнать и исправить причину происходящего ей приходится отправиться в реальный мир и поговорить со своими создателями. В этом приключении к ней присоединяется Кен. В реальном мире, благодаря новым открытиям, Барби и Кен меняются, каждый по-своему, и эти изменения могут быть опасными не только для них, но и для всего Барбилэнда.

Моя большая ошибка была в том, что я предвзято отнеслась к фильму, предполагая, что это будет семейное фэнтези, поэтому с каждым новым поворотом сюжета мое удивление росло и впечатление менялось.

Чтобы у Вас не было такого же удивления и может быть даже разочарования, предостерегаю, фильм вообще не для детей.

Если вспомнить слова Марго Робби, которая рассказывая о фильме, сказала, что фильм направлен на то, чтобы разрушить ожидания и дать зрителям "то, чего вы не знали, но чего хотели", то могу сказать, что многого из фильма я точно не знала, но точно не хотела. 

И оказывается, в этой запредельно болезненной феминистической комедии был действительно глубокий смысл.

Болезненным феминизмом я называю не борьбу за равенство полов в социальной, экономической и политической сфере деятельности, а стремление доказать, что женщины лучше мужчин во всем.

Честно скажу: я бы без подсказки сценариста и режиссера не догадалась бы, о чем на самом деле это произведение, потому что как эксперт вижу только компенсацию психологических травм и негативного жизненного опыта. Но если знать какие смыслы вложили Грета Гервин, Марго Робби и Ной Баумбах (я сильно удивилась, что мужчина имеет отношение к сценарию, я тоже оказалось с предубеждениями), а они активно заявляли, что стремятся сделать фильм "совершенно определенно феминистским фильмом", смотреть фильм становится намного интереснее.

На создание истории сильно повлиял детский опыт Гервиг общения с куклой «Барби», так как ее мама была против покупки таких кукол и долго отговаривала дочь, но, в конце концов, сдалась и разрешила ей играть в них. В результате Гервиг решила снять фильм как "серьезную попытку загладить вину" с намерением подтвердить ценность женщин и показать невозможность совершенства, которое олицетворяет собой Барби. Частично на создание сюжета Грету вдохновила научно-популярная книга Мэри Пайфер "Возрождая Офелию" (1994), в которой рассказывается о влиянии общественного давления на американских девочек-подростков. 

Грета Гервиг решила создать фильм, в котором Барби одновременно "делала бы то, что нужно, и ниспровергала бы это" (что особенно выражено в заклинаниях приводящих в чувство Барби). То есть "Барби прославляла бы феминизм и при этом отмечала связанные с этим противоречивые стандарты красоты", чтобы передать зрителям позитивный сигнал "просто будь собой и знай, что этого достаточно". 

В интервью, размышляя о максимализме Барби, Гервиг сказала, что "онтология Барби" была похожа на то, что она воспринимала как максимализм Шекспира, которым она наслаждается в его произведениях, поэтому она решила воплотить в фильме "повышенную театральность, которая позволяет вам иметь дело с большими идеями посреди анархической игры".

По словам режиссера, строка, в которой Барби говорит: "Ребята, вы когда-нибудь думаете о смерти?" иллюстрирует анархическую природу фильма. 

Создавая сюжетную линию, Грета провела параллели с историей Адама и Евы и черпала вдохновение в "Потерянном рае" Джона Мильтона, в частности, вдохновляясь концепцией о том, что "нет поэзии без боли".

Сцену, в которой Барби говорит пожилой женщине, что она красива, было решено удалить, но режиссер настояла на том, чтобы оставить ее в фильме, поскольку она чувствовала, что эта сцена олицетворяет "сердце фильма".

Сцена, в которой Барби узнает, что она не нравится некоторым женщинам, была снята специально для того, чтобы придать фильму "настоящую интеллектуальную и эмоциональную силу".

Когда Гервинг создала сюжет, где "Барби правят, а Кены - низший класс", она почувствовала, что это похоже на Планету обезьян, и с помощью развития сюжетной линии Барби, можно исследовать негативные последствия иерархических структур власти.

Сценарий также содержит откровенную критику в адрес руководителей компании «Mattel», на что представители компании объяснили это тем что «представители «Mattel» серьезно относятся к своим брендам, но они могут отнестись несерьезно к самим себе».

Режиссер описала историю Барби, как «отражение путешествия девочки из детства в юность», хотя она «не считала это фильмом о достижении совершеннолетия».  

Фразу Барби, которую та произносит в финале: "Я здесь, чтобы встретиться со своим гинекологом", Гервинг описывает как "шутку типа "уронить микрофон"", она решила включить эту строчку, поскольку хотела вселить уверенность в младших девочек, потому что сама она стеснялась своего тела, когда была моложе.

И теперь немного от себя.

Я в восторге от работы художника постановщика, тщательного копирования образов кукол «Барби» и Марго Робби в образе Барби.

Меня от души позабавила пародия на вступительный эпизод из "2001: Космическая одиссея" Кубрика. Понравилось уважение к создательнице Барби, Рут Хэндлер. Понравилась «Странная Барби».

В целом мне понравилось комичное настроение фильма и юмор, особенно пародийные моменты, но все-таки осталось впечатление, что юмор не дотягивал ни до хорошей породи, ни до хорошей сатиры, ни до веселых шуток.

Не понравилось огромное искусственное нагромождение глубоких смыслов, получился не фильм, а красивые картинки под феминистические лозунги.

Не понравилось активное и слишком буквальное «залечивание» всевозможных женских психологических травм и негативного опыта.

Не понравилось, что всех мужских персонажей изображают глупыми, слабыми или истеричными.

Странно, но при всех положительных задач и смыслах фильма, я не почувствовала в нем доброты.

Фильм «Барби» 2023 можно посмотреть как феномен блестящего маркетинга и гимн феминизма, как визуально красивое, стильное и яркое произведение, если вышеперечисленные минусы не отпугнули.

С уважением и любовью,

Александра Bergitte