"Генерал" 1926

Сейчас фильм входит в несколько списков ТОП 100 Американского института кино: «100 лучших комедий», «100 лучших остросюжетных фильмов», «100 лучших героев и злодеев». По версии IMDb в списке лучших фильмов он находится на 198 месте из 250. В 1989 году фильм внесли  в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как «культурно, исторически или эстетически значимый».

Это высокое признание к фильму пришло спустя десятилетия, благодаря одному интересному стечению обстоятельств, но об этом после, а сначала о его создании.

Однажды друг и коллега Бастера Китона, Клайд Брукман, поделился с ним впечатлением о прочтенных им мемуарах "Великая погоня за локомотивом", которую в 1862 году написал Уильям Питтенгер. Бастер был большим поклонником поездов, он на одном дыхании прочитал книгу целиком и решил снять фильм об этой реальной паровозной гонке, связанной с угоном паровоза и последующей погоней локомотивов.

Сценарий Бастер начал писать сразу и параллельно дописывал уже в процессе создания фильма, по сюжету инженер-машинист паровоза «Генерал», Джонни Грэй, влюблен в Аннабель Ли. Начинается гражданская война и чтобы впечатлить возлюбленную, Джонни решает стать добровольцем, но его не берут в армию, так как решают, что по своей специальности он будет больше полезен в тылу. Аннабель разочаровывается в Джонни, считая его трусом.

Когда же шпионы противника угоняют поезд «Генерал» и похищают прекрасную Аннабель, Джонни смело в одиночку отравляется в тыл врага, чтобы спасти свою возлюбленную и вернуть свой поезд.

В этом фильме Бастер Китон является продюсером, сценаристом, режиссером и главным актером.

Изначально Бастер хотел использовать в фильме паровоз, который был участником реальных событий, но когда в администрации железной дороги Нэшвилла узнали о том, что фильм будет комедийным, они отклонили просьбу.  

Для съемок были специально приобретены три старинных локомотива, а местом съемки выбрали штат Орегон, потому что там есть районы со старомодными железными дорогами.

Из Голливуда привезли 18 старинных товарных вагонов, полных пушек времен Гражданской войны, восстановленные пассажирские вагоны, дилижансы, дома, фургоны и рабочих, дополнительно на месте было нанято 1500 местных жителей, всего же в работе над фильмов участвовало 3000 человек.

На время съемок было остановлено регулярное железнодорожное сообщение в Коттедж-Гроув, что практически «съело» треть изначального бюджета, который состоял из 400 000 долларов.

Атмосфера на съемочной площадке была дружеской, каждое воскресенье актеры и съемочная группа играли в бейсбол с местными жителями. Причем, по мнению местных жителей Бастер Китон так хорошо играл, что мог бы стать профессиональным игроком.

Фильм содержит множество опасных трюков, но и помимо того, во время съемок происходили разные несчастные случаи: помощник режиссера был застрелен в лицо холостым патроном, колесо поезда наехало на ногу кондуктора, дровяной паровоз поезда вызывал многочисленные пожары, сам Китон однажды потерял сознание. Покрытие судебных исков и возмещение ущерба привело к тому, что бюджет фильма вырос до 750000 долларов, что было огромной суммой для немого кино.

Когда же подошло время снимать кульминационную сцену крушения поезда в реку (эта сцена стала самой дорогой в истории немого кино, она обошлась в 42 000 долларов), в городе был специально объявлен праздник, чтобы все местные жители могли бы посмотреть на это зрелище. Для съемок этой сцены были использованы 6 камер и приняли участие от 3000 до 4000 местных жителей, включая 500 статистов из Национальной гвардии Орегона. Несколько статистов пострадали при взрывах, а сам Бастер был контужен.

После крушения обломки локомотива не стали убирать из реки и они почти на двадцать лет стали достопримечательностью для туристов, до тех пор, пока в 1944-45 годах, во время Второй мировой войны, их не достали и не сдали на металлолом.

Фильм заявленный как «комедийное приключение» зрители и критики не нашли смешным. Было написано много негативных статей и о фильме, и о самом Китоне.

Фильм в прокате едва-едва окупил затраты на производство, что привело к тому, что Бастер потерял свою независимость как режиссер и был вынужден заключить ограничительную сделку с киностудией «Metro-Goldwyn-Mayer».

Но все изменилось, когда в 1954 году права собственности на картину перешли в общественное достояние в Соединенных Штатах. В 1962 году по инициативе мюнхенского прокатчика фильм с огромным успехом был показан на Каннском кинофестивале. Для этого показа он был покадрово отреставрирован и озвучен музыкой Дзё Хисаиси.

После этого триумфального возвращения, творчество Китона и сам фильм были переоценены и  теперь фильм часто причисляют к величайшим американским фильмам и одному из самых красивых фильмов, когда-либо снятых, а Китана считают одним из величайших мастеров немого кино.

Сам Бастер Китон в 1963 году сказал: "Я больше гордился этой картиной, чем любой другой, которую я когда-либо снимал. Потому что я взял реальное событие из ... книг по истории, и я также подробно рассказал эту историю".

Орсон Уэллс отреагировал так: «Да, конечно, я люблю Чаплина, я написал для него сценарий „Месье Верду“, но перед Китоном я просто благоговею. Я только что пересмотрел „Генерала“, это фильм неописуемой красоты!».

Многие критики в наше время восхищаются именно красотой фильма, его считают «идеальными комиксами».

Сейчас фильм считается одной из лучших работ Китона и классикой мирового кинематографа.

Я с большим интересом посмотрела фильм.

Предупрежу сразу, что не надо к нему относиться как комедии, смотрите его как приключение и трюковое кино, тогда восприятие будет совершенно другим.

Для меня юмор Бастера Китона, как и юмор Чарли Чаплина, не смешной, мне не нравится, когда нужно смеяться над персонажем, когда ему грустно, плохо или больно.

А вот с точки зрения приключений фильм стал интересным испытанием для нервной системы, так как он содержит много опасно смертельных трюков. Все трюки выполняются самим Бастером Китоном, что вызывает еще большее уважение.

Сейчас, когда все трюки снимают с использованием компьютерной графики, ни одна нервная клеточка не дрогнет даже в самой страшной сцене, а здесь нет ни каскадера, ни страховок, так что  некоторые сцены, очень сильно щекотали нервы, особенно, когда задумываешься, чем это грозит актеру.

В контексте нынешнего времени, поведение главной героини и взаимоотношения главных героев, может немного забавлять, но это скорее мило, чем смешно.

Бастер Китон прекрасно играет свою роль. Для этого фильма актер специально отрастил волосы, чтобы еще больше быть похожим на «печального пьеро».

Фильм действительно очень красив. В каждом кадре идеальная композиция. Эта идеальность завораживает.

Единственное, что мне очень не понравилось, так это музыкальное сопровождение. Я смотрела версию, где короткий простенький мотив повторяется снова и снова всю продолжительность фильма, под конец немного услала от этой мелодии. Если смотреть в интересном звуковом оформлении, то происходящее на экране будет восприниматься совершенно по-другому.

Если будете искать фильм в интернете, то лучше ищите «поезд генерал», так он более известен.

Фильм «Генерал» 1926 рекомендую ценителям красивого кинематографа и тем, кто хочет посмотреть, как легко выполняются смертельные трюки.

С уважением и любовью,

Александра Bergitte