«Фабельманы» 2022

Фильм получил 7 номинаций на премию "Оскар", 5 номинаций "Золотой глобус", победив как "Лучший драматический фильм" и "Лучшая режиссура", 11 номинаций «Critics' Choice Awards» и еще множество других номинаций и премий, и по общему признанию критиков был назван одним из десяти лучших фильмов года.

Кстати, этот фильм стал рекордным для композитора Джона Уильямса, который побил свой собственный предыдущий рекорд, как «Самый номинированный человек на премию Оскар возрасте до 90 лет». Для Джона и Стивена это была 29 совместная работа над фильмом.

Стивен Спилберг является автором сценария, режиссером и продюсером этого фильма. Снять подобный фильм Стивен задумал еще аж в 1999 году, когда его сестра Энн написала сценарий под названием «Я буду дома», но отказался от этой идее, потому что не хотел, чтобы его родители, Лии Адлер и Арнольд Спилберг, пострадали тем или иным образом от этого, хотя родители и уговаривали его снять фильм об их жизни еще до их смерти. После смерти обоих родителей (в 2017 и 2020 годах соответственно) он все-таки решил снять фильм в дань уважения их памяти.

Стивен хотел рассказать историю своего детства, в которой показать как «я начал ценить своих маму и папу не как родителей, а как реальных людей ", что ему превосходно удалось, кстати. Черновой вариант сценария, он показал своим сестрам, Нэнси и Сью, чтобы сверить воспоминания и сделать детали максимально точнее. По словам Стивена, работа над этим сценарием и съемки фильма, сблизили брата и сестер так, как он никогда не считал возможным.

Фамилию семьи "Фабельман" придумал сопродюсер и соавтор сценария Тони Кушнер. По его словам: "Спилберг означает "игровая гора"; "спилер" - актер на идише, а "спил" может быть речью или пьесой ... Я хотел уловить что-то из этого значения, и мне всегда нравилось немецкое слово "fabel", что означает "басня". И поскольку фильм автобиографичен для Стивена, но это не автобиография, это не документальный фильм, так что в нем также присутствует вымышленный элемент. Так что я подумал, что "Фабельман" будет намеком на это ".

Чтобы актеры вжились в роли своих персонажей Стивен Спилберг рассказывал им о своей жизни, показывал домашние фильмы и фотографии, чтобы они максимально узнали о прошлом его семьи и воссоздали уникальность его любимых родственников. Мишель Уильямс, актриса, которая сыграла роль мамы Стивена, в фильме носит украшения на самом деле принадлежавшие Лии Адлер (мамы Стивена).

Очень рекомендую обратить внимание на детали дизайна интерьера и костюмов, все это было практически один в один воссоздано по фотографиям и фильмам из личного архива Стивена.

Деятельность юного режиссера: работа с камерой, моменты съемок фильмов, разработка монтажа, склейка пленки, наложение музыки, работы со светом, с актерами друзьями, тоже были максимально точно воссозданы.

Ракурсы, свет, нюансы так красиво поданы и изумительно подчеркивают моменты наслаждения процессом, что буквально можно пережить экзальтацию творчества.

Прекрасная музыка в фильме безупречно дополняет красоту, которая творится в кадре, усиливая эмоционально происходящее в несколько раз. Помимо произведений Джона Уильямса в фильме можно услышать и произведения старых классиков, которые отобрал сам Стивен Спилберг.

Фильм не является документальным или дословным, это полуавтобиографическая историю, которая только в общих чертах рассказывает о жизни и становлении Стивена как режиссера, о влиянии родителей на формирование его мировоззрения. Зритель сам для себя может определять, что является правдой, а что художественным вымыслом и это очень интересный ребус.

Но одна сцена была снята полностью до словно, как она происходила.

Это сцена реальной встречи между юным Спилбергом и знаменитым режиссером Джоном Фордом. Диалог написан точно слово в слово, особенно совет Форда Сэмми по поводу кадрирования: "Когда горизонт внизу, это интересно. Когда горизонт на вершине, это интересно. Когда горизонт посередине, это чертовски скучно!"

Джона Форда играет знаменитый режиссер Дэвид Линч. Чтобы уговорить Дэвида сыграть в фильме эту роль, Стивену потребовалось три недели. В конце концов, Дэвид согласился, с условием, что на съемочной площадке будут пакеты с Cheetos в качестве закуски и костюм Форда ему выдадут за неделю до его съемок. Эта сцена получила признание и критиков, и зрителей, и получила награду как «Лучшая сцена» на церемонии вручения премии Ассоциации кинокритиков Сент-Луис Гейтвей.

Вообще этот фильм дал огромный материал для киноиндустрии в целом. Сейчас его буквально разбирают и обсуждают по кадрам. Здесь много приемов и нюансов, которые войдут в историю и станут примером для подражания. Сцена проектирования изображения на ладонь для просмотра фильма, стала уже визитной карточкой это фильма.

С психологической точки зрения, здесь тоже много что можно разобрать: отношения родителей к детям, отношения детей между собой, семейные ценности, страсть и долг, творчество и рациональность, психологические травмы и контроль, сопереживание и страдание и т.д.

Юного Стивена Спилберга играет Габриэль Лабелль. Чтобы войти в образ и быть более внешне похожем на своего персонажа, Габриэль изменил манеру стоять и ходить, выпрямил волосы и даже переучил свои мышцы, чтобы имитировать улыбку Стивена Спилберга. Сходство получилось поразительное.

Мне очень понравилось, с какой бережной любовью и почтением, Стивен показал своих родителей даже в самые сложные и острые жизненные моменты.

Фильм настолько красиво подан, что буквально наслаждалась каждым кадром. Свет, фактура, композиция, акценты на деталях – завораживают, словно прекрасная симфония.

При всех достоинствах фильма, мне было смотреть его очень неловко. Повествование настолько искреннее и интимное, что возникает ощущение, что читаешь чей-то личный дневник или личные письма, или случайно видишь в пространство приоткрытой двери, то, что не предназначено был для твоих глаз.  

На мой взгляд, есть некоторые слабые моменты в игре актеров, как главных, так и на эпизодических ролях, но они меня совсем не отвлекали, так как красота кадра и кропотливо воссозданные детали восполняют этот минус с лихвой.

В сравнении с другими проектами Стивена, этот фильм неожиданно оказался одним из самых провальных с точки зрения окупаемости - при производственном бюджете в 40 миллионов долларов, фильм собрал в мировом прокате всего 45,2 миллиона долларов.

На мой взгляд, это самый чувственный фильм Стивена Спилберга. Очень понимаю, почему он часто плакал на съемочной площадке во время работы над фильмом. Как он сам сказал: "Все видят во мне историю успеха... Но никто по-настоящему не знает нас, пока мы не наберемся смелости рассказать всем, кто мы такие ". И этот фильм действительно смелый рассказ.

Фильм «Фабельманы» 2022 рекомендую посмотреть тем, кто ценит красоту и визуальную поэзию.

С уважением и любовью,

Александра Bergitte